пятница, 7 декабря 2012 г.

Жертвы матери правоверных


 Жертвы матери правоверных



Хотя Айша и Хадиджа – обе были женами Пророка (С), очевидна огромная разница в поведении обеих. Айша была озлобленной, стремилась к власти, искала выгоды, как на это указал сам Пророк (С).
В риваяте от Умм Салама, жены Пророка (С), говорится: «Однажды ночью Посланник Аллаха (С) поднялся с постели и сказал: “Нет бога, кроме Аллаха, какие в эту ночь открылись хранилища! Нет бога, кроме Аллаха, какие в эту ночь были ниспосланы смуты! Кто разбудил владельца этих комнат? Он имел в виду своих жен… Как много одетых в этом мире, которые в мире будущем предстанут раздетыми!»1.
Бухари приводит риваят, что Посланник Аллаха (С) читал хутбу, во время которой указал на дом Айши и сказал: «Фитна отсюда, фитна отсюда, фитна отсюда. Отсюда выйдет рог шайтана»2.
Этот хадис от Посланника Аллаха (С) имеет общий смысл и охватывает все виды фитны, указывая на дом Айши как на их источник и оплот. Имеет ли в виду Посланник Аллаха (С) участие Айши в его убийстве? Или имеется в виду ее защита Сакифы и узурпации халифата? Или он подразумевал огромные усилия, который приложила Айша для устранения великой драгоценности, которая стоит наравне с Кораном, то есть Ахль уль-Бейт Пророка (А)? Или имеется в виду война Джамаль под предлогом мести за кровь Усмана, тогда как сама Айша побуждала к его убийству? Или … Пророк (С) в этом благословенном хадисе указал сразу на все виды фитны, которые раздула Айша.
И хотя Айша и Хафса – обе действовали против Посланника Аллаха (С), как об этом и говорят аяты Корана, ниспосланные по их поводу (на них мы указали выше), но преступления матери правоверных Айши гораздо больше, а ответственность тяжелее, потому что сам Посланник Аллаха (С) три раза указал на ее дом как на источник фитны.
Прожив почти десять лет рядом с Пророком (С), Айша ничему не научилась от него, так что не имела милости в отношении тех, кто не любил ее, - хотя бы они и имели право на это, - и была беспощадной в поддержке тех, к кому испытывала симпатии, – хотя бы они и были неправы. Позднее эти черты будут перенесены ее «хадисами» на самого Пророка (С), а потом – на ту религию, которая отсюда родится. Здесь мы имеем дело с логикой и образом мысли арабов эпохи джахилии. Люди эпохи джахилии, если любили или ненавидели что-то, действовали с фанатизмом, не спрашивая о правоте или неправоте этого, и в кровопролитии и мести не знали удержу, прилагая все старания для осуществления своих целей и целей своего клана.
Понятно, что подобный образ действий характеризовал мужчин, а не женщин, однако мать правоверных Айша пошла на такие поступки, примеров которым очень мало как в период джахилии, так и в эпоху Ислама. Например, даже Зубейда, жена халифа Харуна ар-Рашида, когда ее сын Амин был убит Мамуном, отказалась от кровной мести, к которой ее призывали, сославшись на аят Корана: «(О, жены Пророка!) Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества»3.
Однако мать правоверных Айша пошла на убийство Пророка (С), на призывы убить Усмана, стала причиной гибели более чем двадцати тысяч мусульман в войне Джамаль и шестиста человек в Басре и объявляла о своей радости, когда был убит повелитель верующих Али (А), по поводу чего она сочинила такое стихотворение:
النّوى بها استقرّ و عصاها فألقت
المسافر بالاياب عيناً قرّ كما
То есть:
«Бросила трость (собрала все силы) и достигла цели,
Как достигает отдыха глаз при возврате из путешествия».
Услышав весть о смерти Али (А), она совершила земной поклон благодарности4 и назвала своего раба Абдуррахманом, в честь Абдуррахмана ибн Мульджама – хариджита, убившего повелителя верующих (А), тогда как Посланник Аллаха (С) назвал того «несчастнейшим из последних», то есть самым презренных из числа заблудших5!
От Масрука пришел риваят: «Я вошел к Айше, сел возле нее, и она обратилась ко мне со словами. А потом позвала своего раба Абдуррахмана. Он вошел и встал тут. Она спросила меня: “Знаешь, почему я назвала его Абдуррахманом?” Я сказал: “Не знаю”. Она сказала: “Я назвала его так из-за любви к Абдуррахману ибн Мульджаму”»6. И это – в то время как сама Айша в последние дни своей жизни передала риваят от Посланника Аллаха (С): «Я – господин сынов Адама, а Али – господин арабов»7.
Однако сам повелитель верующих Али (А) во время своего халифата никак не отвечал на коварство Айши, и выполнил ее просьбу не убивать ее сторонников в войне Джамаль, и отправил ее в ее дом в Медине в сопровождении ее брата Мухаммада ибн Аби Бакра – и все это из-за уважения к Посланнику Аллаха (С).
Аллах сказал в Коране: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джабраил и праведные верующие (то есть повелитель верующих Али, согласно шиитским и суннитским риваятам) являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему.
Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами»8.
Ибн Аббас спросил у Умара ибн Хаттаба, кто подразумевается в этом аяте. Умар сказал: «Айша и Хафса».
Посланник Аллаха (С) сказал о будущей фитне: «Я попросил у Аллаха три вещи, две из которых Он дал мне, а в третьей отказал. Я попросил у Аллаха, чтобы Он не оставлял мою умму без моей Сунны, и Он обещал мне это. Я попросил у Аллаха, чтобы Он не оставлял мою умму без гордости, и Он обещал мне это. И я попросил у Аллаха, чтобы Он не давал в ней места врагам и их коварству, но Он не дал мне этого», а в другом риваяте пришло: «…чтобы Он удалял их группа за группой, но Он не позволил этого»9.
От Усамы ибн Зейда пришел риваят, что Посланник Аллаха (С) вышел из одной из крепостей Медины и сказал: «Видите ли вы то, что я вижу? Я вижу места фитны, как следы от каплей дождя между ваших домов»10.
1 «Сахих» Бухари, «книга одежды», том 4, С. 33; «Сахих», Тирмизи, том 4, С. 488; «Муснад» Ахмада, том 32, С. 34.
2 «Фатх уль-бари», в «Шарх сахих бухари», том 6, С. 243, хадис 3104 и «Сахих» Бухари, том 4, С. 92 и 174, том 5, С. 20, том 8, С. 95; «Сахих» Муслим, том 8, С. 172; «Сунан» Тирмизи, том 2, С. 257.
3 Сура «Сонмы», аят 33.
4 «Макатилу тталибин», Абу Фарадж Исфахани, С. 43.
5 «Мустадрак» Хакима, том 3, С. 113; «Сунан уль-кубра», том 8, С. 59; «Маджмаʻу ззаваид», том 9, С. 136; «Манакиб» Хаварезми, С. 380.
6 «Аш-шафи», Сейид Муртаза, том 4, С. 158; «Аль-джамаль», шейх Муфид, С. 84.
7 «Мустадрак сахихейн», Хаким, том 3, С. 124; «Канз уль-уммаль», том 6, С. 400.
8 Сура «Запрещение», аяты 4-5.
9 «Сахих» Муслима, том 14, 18; «Муснад» Ахмада (Аль-Фатх, том 23, С. 215); «Канз уль-уммаль», том 11, С. 121.
10 «Сахих» Бухари, том 1, С. 322; «Сахих» Муслима, том 7, С. 18.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.