Пророк (С) до своей смерти назначил преемника
Посланник
Аллаха (С) во время Прощального хаджа
на одиннадцатом году хиджры в местечке
под названием «Гадир Хум» донес до людей
два важнейших послания:
Во-первых,
весть о своей близкой смерти;
Во-вторых,
халифат и наместничество Али ибн Аби
Талиба (А) после себя.
В других
книгах мы посвящали много места для
разъяснения данных фактов и приведения
доводов в их пользу. В их числу относятся
знаменитые высказывания Пророка (С):
«Кому я
повелитель, тому и Али повелитель. О
Аллах, будь другом того, кто дружит с
ним, и врагом того, кто враждует с ним,
и помоги тому, кто помогает ему, и унизь
того, кто хочет его унизить»2.
Прежде
проповеди, в которой Пророк (С) сказал
это, был ниспослан аят: «Донеси
то, что было ниспослано тебе от твоего
Господа, а если не сделаешь этого, то не
донесешь Его послания»3.
Сура «Маида» является последней сурой
Корана в порядке ниспослания. Ибо
приведенный только что аят (аят «Таблиг»)
был ниспослан в Гадир Хуме после
возвращения из Прощального хаджа, что
подтвердили Ахмад ибн Ханбал, Тирмизи,
Бейхеки и Хаким.
Бейхеки в
своем «Сунане» приводит от Джабира ибн
Нафира, что тот сказал: «Я сделал хадж
и отправился к Айше. Она сказала: “О,
Джабир, читал ли ты суру Маида?” Я сказал:
“Да”. Она сказала: “Это последняя сура,
которая была ниспослана. А потому все,
что в ней увидели разрешенным, –
разрешено, а все что увидели в ней
запрещенным, - запрещено”»4.
После того,
как Посланник (С) прочитал свою проповедь,
был ниспослан аят: «Сегодня
Я довел до совершенства вашу религию,
и закончил для вас Мою милость, и
удовлетворился для вас Исламом как
религией»5.
Когда Посланник
(С) вернулся в Медину, он созвал всех
сподвижников и приказал им присоединиться
к армии Усамы ибн Зейда и направиться
в поход на Сирию. Абу Бакр, Умар, Усман,
Абу Убейда и все мужчины из курайшитов
и ансаров должны были участвовать в
этом войске, и только Али ибн Аби Талиб
(А) был исключением.
От этого
приказа курайшиты пришли в смятение,
поскольку приказ об их отправлении в
Шам (Сирию) совпал с другими важными
известиями:
- сообщением
о близкой смерти Пророка (С);
- назначением
Али (А) заместителем и халифом Посланника
(С).
К тому же они
страшились войны с Византийской (Римской)
империей (ей принадлежал Шам). Как они
сразятся с римлянами, если раньше бежали
с войн Ухуд, Хейбар и Хунейн?
Курайшиты
поняли, что их уход вместе с армией Усамы
будет означать переход власти к Али (А)
и крушение их планов о передаче халифата
из рук в руки внутри родов самого Курайша.
Помимо этого, они могли быть убиты в
походе против римлян. А потому они
отказались выполнить приказ Пророка
(С), убили его и захватили себе халифат.
1
«Сахих» Муслима, том 4, С. 1873, хадис
2408/36, отпечатано в Бейруте; «Муснад»
Ахмада, том 5, С. 492, хадис 18780; «Канз
уль-уммаль», том 1, С. 178.
2
«Сунан» Тирмизи, том 2, С. 298; «Сунан» Ибн
Маджи, том 1, С. 26, хадис 94-116; «Мустадраку
ссахихайн», том 3, С. 109 и 533.
3
Сура «Трапеза», аят 67.
4
«Дарр уль-мансур» Суйути, том 2, С. 352.
5
Сура «Трапеза», аят 3.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.