пятница, 7 декабря 2012 г.

Риваят от Хузейфы в книге «Аль-Мухалла»


 Риваят от Хузейфы в книге «Аль-Мухалла»



Хузейфа ибн Йаман – тот самый, кого Умар ибн Хаттаб называл знающим тайны Пророка (С), то есть его доверительным лицом, – более подробно поведал историю попытки убийства Пророка (С) при возвращении с Табука посредством сталкивания его со скалы на переходе. Ибн Хазм Андалуси привел это повествование в своей книге «Аль-Мухалла», где говорит:
«Но хадис от Хузейфы считается аннулированным, поскольку он передан от Валида ибн Джамиа, а он - халик1, хотя мы и не видели случаев выдумывания им хадисов. Он передал много сообщений, где говорится, что Абу Бакр, Умар, Усман, Талха, Саад ибн Аби и Кас задумывали столкнуть Пророка (С) со скалы при возвращении с Табука и тем самым убить его. Если эти сообщения верны, то не остается никакого сомнения, что они были лицемерами, и они искали путей к покаянию, и отсутствие у Хузейфы и других уверенности в их деле стало причиной того, что они отказались читать погребальный намаз над их трупами (то есть Абу Бакра, Умара, Усмана)»2.
Валид ибн Джамиа – это тот же Валид ибн Абдуллах ибн Джамиа.
В книге «Мизан уль-иʻатидаль» Захаби говорит: «Валид ибн Джамиа – его считают надежным Ибн Муин и Аджли, а Ахмад и Абу Зара сказали о нем: “В нем нет проблемы”, и Абу Хатим сказал о нем: “Надежный передатчик”»3.
В книге «Аль-джарх ва т-таʻадиль» Рази говорит: «Исхак ибн Мансур от Йахья ибн Муина приводит риваят, что Валид ибн Джамиа – надежный передатчик»4.
Ибн Хаджар Аскалани в книге «Аль-асаба» приводит его в числе хороших передатчиков хадисов5.
Ибн Касир в книге «Аль-бидайту ва н-нихайа» называет его в числе надежных передатчиков6.
Муслим в своем «Сахихе» передает хадисы от него7.
Интересно, что Хаким, узнав о приведенном выше хадисе от Хузейфы в передаче Валида ибн Джамиа, сказал: «Если бы Муслим не приводил его имени в своем Сахихе, было бы лучше»8. Это означает не что иное, как то, что Хаким признает Валида ибн Джамиа надежным передатчиком, но призывает отвернуться от него только по причине переданного выше хадиса. Хаким в действительности хочет, чтобы некоторые хадисы от него передавались, а другие были скрыты!
Таким образом, по мнению Муслима, Захаби, Ибн Муина, Аджли, Аби Зара, Абу Хатима, Рази и Ибн Хаджара санад хадиса является достоверным (сахих): все они считают этих двух человек, то есть Хузейфу ибн Йамана и Валида ибн Джамиа надежными передатчиками.
С другой стороны, как мы видели, Ибн Хазм упоминает, что Хузейфа отказался читать намаз над телами Абу Бакра, Умара и Усмана. Раньше мы сказали, что Хузейфа считался доверительным лицом Пророка (С), а потому, когда кто-то умирал, Умар имел обыкновение посылать за ним, и если Хузейфа читал намаз над умершим, то и Умар тоже читал. Ибо Коран говорит:
«И не читай намаз над мертвыми из них (лицемеров) никогда и не стой над их могилой»9.
Тот, кто умер во времена Умара и Хузейфы, и Хузейфа отказался читать намаз над ним, – это был не кто иной, как Абу Бакр, и Ибн Хазм был уверен в том, что Хузейфа не читал намаз над его телом.
Ибн Асакир, автор «Истории Дамаска», также приводит, что Хузейфа отказался читать намаз над «таким-то», то есть Абу Бакром, и эта история с непрочтением им намаза над телами «двух шейхов», то есть Абу Бакра и Умара, известна.
Умар послал за Хузейфой, чтобы он прочитал намаз над Абу Бакром, а когда Хузейфа отказался, смутился, отвел глаза в сторону и сказал: «Принадлежу ли я тоже к этой группе?» - то есть к лицемерам10.
Пророк (С)11, Али (А) и Умар12 подтвердили, что Хузейфа знал имена лицемеров. Али (А) сказал: «Он (Хузейфа) – человек, который знает трудности и подробности дел, а также имена лицемеров, и если спросите у него, найдете его сведующим об этом»13.
Хузейфа никому не раскрывал имена лицемеров, однако же не читал над ними намаз. Значение «лицемеров» в данном случае – те, кто пытался напасть на Пророка (С) после Табука.
Хузейфа рассказывает: «Я сидел в мечети, когда мимо меня прошел Умар ибн Хаттаб и сказал мне: “О Хузейфа, такой-то (то есть Абу Бакр) умер, так что будь готов к его похоронам”. Умар подошел уже к выходу из мечети, когда обернулся ко мне и, увидев меня продолжающим сидеть, вернулся ко мне и сказал: “Эй, Хузейфа! Клянусь Аллахом, разве я тоже из их числа (то есть из числа тех лицемеров)?” Я ответил: “Нет, клянусь, не хочу оправдать никого после тебя”»14.
То есть: Умар понял, что Хузейфа не собирается читать намаз над телом Абу Бакра.
Ибн Асакир приводит риваят: «Абдуррахман ибн Ауф пришел к Умм Саламе, жене Пророка (С). Умм Салама сказала: “Я слышала от Посланника Аллаха (С), что он сказал: ʻЕсть мои сподвижники, которые после моей смерти никогда не увидят меняʼ”. Абдуррахман ибн Ауф с испуге вышел от нее, пошел к Умару и сказал ему: “Иди послушай, что говорит твоя мать”. Умар поднялся, отправился к Умм Саламе и сказал: “Клянусь Аллахом, разве я тоже из их числа (то есть из числа лицемеров)?” Она сказала: “Нет, и я не хочу оправдывать кого-то после тебя”»15.
Ибн Ауф и Умар были в числе тех, кто присутствовал при нападении на Пророка (С) на перевале Табука16.
Отсюда становится ясно, что Умар сильно боялся разоблачения своего участия в заговоре против Пророка (С), а потому постоянно выведывал у тех, кто мог знать об этом (в частности, у Хузейфы и Умм Салама), - не входит ли он в число лицемеров? Хузейфа и Умм Салама хорошо понимали, что вопрос Умара угрожал им смертью, если бы они раскрыли свое знание, а потому они были вынуждены скрывать его под давлением, и это давление сразу же чувствуется в том ответе, который дали оба они: «Не хочу кого-то оправдывать после тебя».
Нафиа ибн Джабир ибн Матам говорит: «Посланник Аллаха (С) никому не сообщил имена тех лицемеров, что напали на него ночью Табука, кроме Хузейфы, и их было двенадцать человек»17.
Исследование показывает, что к хадису Ибн Асакира сделали прибавление, которое отсутствовало в первоначальном хадисе, и оно говорит: «Среди них (то есть лицемеров) не было курайшитов, но все были из ансаров или их союзников». Это искажение внесли для того, чтобы отвести все подозрения от курайшитов, и переложить ответственность на ансаров. Точно таким же образом поступили со многими другими хадисами, например, с хадисом о Сакифе, где ансарам приписали готовность присягнуть другому халифу, или с хадисом, в котором Аббаса ибн Абд уль-Муталлиба сделали подносящим отравленное лекарство Пророку (С). То есть подлинные убийцы Пророка (С) и узурпаторы халифата всячески стремились скрыть свою ответственность за это и переложить ее на других18.
Хузейфа говорит: «Если бы я стоял у реки и протянул руку, чтобы зачерпнуть воды, то меня бы убили раньше, чем я успел бы поднести руку ко рту, если бы я рассказал то, что знаю»19.
Это означает, что если бы Хузейфа решился обнародовать имена лицемеров – живых или мертвых, - его бы немедленно убили. Поэтому во времена халифата Абу Бакра и Умара он не называл этих имен, однако же не читал намаз над лицемерами, когда они умирали, и тем самым указывал на них. Тем не менее, во времена халифата Усмана и Али (А) он раскрыл имена лицемеров публично, и, скорее всего, был убит из-за этого, как и предвидел.
1 Халик – термин в хадисоведении, означающий недействительность передатчика.
2 «Аль-Мухалла», Ибн Хазм Андалуси, том 11, С. 225.
3 «Мизан уль-иʻатидаль», Захаби, том 4, с. 337, № 9362.
4 «Аль-джарх ва т-таʻадиль», том 9, с. 8.
5 «Аль-Асаба», том 1, С. 454.
6 «Аль-бидайату ва н-нихайа», том 4, С. 362 и том 5, С. 310 и том 6, С. 225.
7 «Сахих» Муслима, том 3, С. 1414, хадисы 1787-1798, отпечатано в Бейруте.
8 «Мустадрак» Хакима Нишабури, том 3, С. 181.
9 Сура «Покаяние», аят 84.
10 «Мухтасару тарихи демешк», Ибн Асакир, том 6, С. 253. Хузейфа из страха быть убитым не рассказал ему о своем знании лицемеров, и Умар свои вопросом пытался выведать у него, узнал ли его Хузейфа, когда тот присутствовал на перевале при возвращении из Табука?
11 См. предыдущий источник, а также «Мустадрак» Хакима, том 3, С. 181.
12 См. предыдущий источник.
13 «Мухтасару тарихи демешк», том 6, с. 253; «Асад уль-габа», Ибн Асир – «Разъяснение положения Хузейфы», том 1, С. 468; «Тариху дуваль ислами», Захаби, С. 22.
14 «Мухтасару тарихи демешк», Ибн Асакир, том 6, С. 253
15 «Мухтасару тарихи демешк», том 19, С. 334.
16 «Мунтахаб ут-таварих», С. 63.
17 «Мухтасару тарихи демешк», том 6, с. 253; «Мустадрак» Хакима, том 3, С. 381.
18 «Сахих» Бухари, том 7, С. 17; «Сахих» Муслим, том 7, С. 24 и 198; «Муʻаджам ма истаʻаджам», Абдуллах Андалуси, С. 142.
19 «Мухтасару тарихи демешк», том 6, С. 259.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.