пятница, 7 декабря 2012 г.

Был ли Абу Муса Ашари из числа лицемеров?


 Был ли Абу Муса Ашари из числа лицемеров?



Слова и поступки Абу Мусы Ашари не были подобающими, и многие сподвижники считали его лицемером. Из их числа был Хузейфа, который назвал Абу Мусу в числе лицемеров Табука.
В риваяте пришло, что у Аммара Йасира спросили об Абу Мусе. Аммар сказал: «О нем я слышал от Хузейфы, что он находился в числе лицемеров Табука».
Риваят от Абу Туфейла говорит: между Хузейфой и человеком из числа лицемеров Табука состоялся разговор, и Хузейфа спросил: «Сколько было человек на перевале Табука?» Абу Муса Ашари сказал: «Нам сказали, что четырнадцать человек». Хузейфа сказал: «Так как ты тоже из них, то их было пятнадцать. Я свидетельствую, что двенадцать из них – враги Аллаха и Посланника в ближней и последней жизни»1.
Муслим и Ибн Касир также передали этот риваят2.
Во всех книгах «Сира Пророка» («Жизнь Пророка») также упомянуто, что группа лицемеров Табука - враги Аллаха и Его Посланника (С).
Ибн Ади в своей книге «Аль-Камиль» и Ибн Асакир в книге «Тарих» говорят о том же, что приведено в «Канз уль-уммаль», по собственному санаду от Аби Наджада Хакима, который говорит: «Я сидел с Аммаром, когда пришел Абу Муса Ашари и сказал: “Что есть между тобой и мной? Разве я не твой брат в религии?” Аммар сказал: “Не знаю, но я слышал от Посланника Аллаха (С), что он проклял тебя при перевале Табук”. Абу Муса сказал: “Он попросил для меня прощения”. Аммар сказал: “Я был свидетелем, как он проклял тебя, но не был свидетелем того, как он попросил прощения”»3.
В другом риваяте Хузейфа привел его имя в числе лицемеров Табука. Андалуси в своей книге «Истиаб» говорит: «Об Абу Мусе передают такие вещи, которые я не хочу даже приводить, да простит его Аллах»4.
В другом риваяте от Джарира ибн Абд уль-Хамида Заби от Амаша от Шакика Аби Ваиля приводится от Хузейфы, который сказал: «Клянусь Аллахом, среди всех сподвижников Посланника Аллаха (С) никто не знает лицемеров так, как я, и я свидетельствую, что Абу Муса Ашари – лицемер»5.
Это известие достигло до Абдуллаха ибн Умара (сына Умара ибн Хаттаба), причем он сказал сыну Абу Мусы: «Твой отец был лучше моего отца»6!
От Шакика приводят риваят: «Я сидел рядом с Хузейфой, когда в мечеть вошли Абдуллах ибн Аббас и Абу Муса Ашари. Хузейфа сказал: “Один из этих двух - лицемер”. А потом сказал: “Кто больше всех похож на Посланника Аллаха (С) смиренностью и лицом – так это Абдуллах ибн Аббас”»7.
Акиль ибн Аби Талиб, который лучше всех знал происхождение арабов, называет Абу Мусу Ашари незаконнорожденным8. Муавия также называл его ублюдком племени Ашари9.
Вот имена некоторых из тех, кто напал на Пророка (С) на перевале Табук: Абу Бакр, Умар, Усман, Талха, Саад ибн Аби Ваккас, Абу Суфьян и Абу Муса Ашари.
Автор книги «Мунтахабу ттаварих» называет в их числе также Абдуллаха ибн Ауфа, Абу Убейду ибн Джарраха, Муавию ибн Аби Суфьяна, Амру ибн Аса, Мугиру ибн Шааба, Ауса ибн Хадасана, Абу Хурейру и Абу Тальху Ансари10.
Абу Муса Ашари в партиях Курайша был на стороне Умара ибн Хаттаба, а потому последний много раз упоминал его. Он написал в своем завещании: «Ни один из моих чиновников не остается больше чем на один год», однако же назначил Абу Мусу Ашари своим наместником в Басре на четыре года11.
И наоборот, Абу Муса ради защиты Умара и его детей вел вражду против Ахль уль-Бейт Пророка (А). В войне Джамаль он отговаривал людей от верности повелителю верующих Али (А), а в войне Сиффин предложил сделать Абдуллаха ибн Умара халифом вместо Али (А)!
В хадисе от Пророка (С) сказано: «О Али, не любит тебя иначе как верующий, и не враждует с тобой иначе как лицемер»12.
1 «Канз аль-уммаль», Муттаки Хинди, отпечатано в Бейруте.
2 «Сахих» Муслима, том 8, С. 123; Тафсир Ибн Касира, том 2, С. 605.
3 «Мунтахаб канз уль-уммаль», том 5, С. 234.
4 «Истиаб», С. 3722.
5 «Аль-Изах», Фазль ибн Шазан Нишабури, С. 30, отпечатано в Бейруте.
6 «Аль-машкат», С. 458; Бухари и Ибн Асир также приводят этот риваят: первый в главе «Мунакибу ль-ансар», С. 45, второй в «Джамиа», том 9, с. 363.
7 «Сиру иалам ннубала», Захаби, том 2, С. 394.
8 «Шарх нахдж уль-балага», Ибн Аби Хадид, том 2, С. 125.
9 «Китаб салим ибн кейс куфи», С. 176.
10 «Мунтахабу ттаварих», Мухаммад Хашим Хорасани, С. 63.
11 «Аль-асаба», Ибн Хаджар, том 2, С. 360 и «Табакат», Ибн Саад, том 5, С. 45.
12 «Сахих» Муслима, книга веры, том 1, с. 120.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.